Вы находитесь здесь: Главная > Ювелирное искусство > Ювелирное искусство России 16-17 век

Ювелирное искусство России 16-17 век

Искусство ювелиров древней Руси

В конце 15 и начало 16 века для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления , что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела.

панагия из оникса Оружейная палата Ювелирное искусство России 16 17 век

Со всех концов земли русской в столицу приехали художники, резчики, оружейники, вышивальщицы и литейщики. Кроме русских мастеров также трудились и иностранные ремесленники разных специальностей. При Иване IV Грозном их стало особенно много, образовалась Немецкая слобода. Сотрудничество русских и западноевропейских мастеров оказало огромное влияние на ювелирное искусство России того времени. При этом творчество московских ювелиров сохраняло национальный характер.

скипетр и держава Иван Грозный Ювелирное искусство России 16 17 век

Работы российских ювелиров можно было видеть во время особых посольских церемоний, которые были установлены Иваном Грозным и просуществовали вплоть до конца 17 века лишь с некоторыми изменениями.

Иностранцы, посещавшие Россию оставили в своих записках восторженные отзывы о работе московских ювелиров. Роскошь атрибутов царской власти-золотого скипетра, осыпанного драгоценными камнями, богатейшая порфира, золотая диадема и трон русского царя, приводили иностранцев в неописуемый восторг. А золотые одежды прислужников, которые те меняли во время обеда по три раза, вызывала изумление и зависть.  Вообще, царский двор и при следующих царях отличался пышностью и роскошью.

В русской истории периоды подъема чередовались со спадом. Пример тому -польско-шведская интервенция начала 17 века при которой кремлевские хранилища были изрядно опустошены. В конце 1612 года, когда враги были изгнаны, началось постепенное возрождение.

Рассвет ювелирного искусства

С приходом к власти Михаила Романова, работа кремлевских мастеров быстро наладилась, а во второй половине 18 века наступил рассвет ювелирного искусства России. Кремлевские мастерские представляли собой своеобразную русскую академию художеств в которой работали талантливые мастера разных специальностей, приехавшие в столицу из многих городов Русского государства.

Митра 17 век 271x300 Ювелирное искусство России 16 17 век

Кремлевские ювелиры и ремесленники были людьми привилегированными и богатыми, однако условия труда мастеров золотого и серебряного дела были очень тяжелыми. Им приходилось много работать, а жалованье их было от 8 до 20 рублей в год, лишь некоторые получали до 40 рублей. Такой заработок считался очень низким, его не хватало даже на самое необходимое. Но даже в таких тяжелых условиях русские ювелиры создавали вещи, которые и сейчас поражают своим уровнем исполнения и красотой.

Украшения национальной одежды

В Древней Руси особенно славилась парадная национальная одежда, богато украшенная, причем как женская, так и мужская. С длинными рукавами, широкой в подоле, не оставлявшая открытых участков тела, и скрывавшая фигуру, такая одежда украшалась нашивными или пристегивающимися драгоценностями из золота и серебра. Орнамент был выполнен из камней, жемчуга, эмали и черни в сочетании с драгоценными тканями, что создавало впечатление сказочного богатства. Украшения бережно хранили, перешивая со старых на новые платья.

одежда русская 17 век Ювелирное искусство России 16 17 век

Со второй половины 17 века особо ценным украшением считалось кружево, которое крепили на разные части одежды-подол, рукава, воротник. Такое кружево представляло собой  сверкающие полосы, составленные из ажурных золотых или серебряных пластинок-запон с драгоценными камнями и эмалью. До наших дней, к сожалению, дошли не все уникальные изделия.

Особое место в одежде того времени, занимали пуговицы. Они были необычны и очень высоко ценились, составляли обязательный элемент украшения древнерусской одежды. Изготавливались из золота и серебра, отличались большим разнообразием форм и размеров. Включались в опись имущества людей разных сословий, им велся строгий учет.

пуговицы 1 Ювелирное искусство России 16 17 век

Например, в московском Историческом музее можно посмотреть на коллекцию пуговиц самых разнообразных вариантов. Здесь представлены -гладкие, миндалевидные, в форме шара и еловой шишки, чешуйчатые, чеканные, усыпанные изумрудами, рубинами и жемчугом пуговицы. Они играли роль украшений довольно долго ими украшались шубы и головные уборы.

Ювелирные украшения России 16-17 веков.

Особое место среди ювелирных украшений на Руси отводилось -серьгам. Их делали в огромном количестве, поэтому в 16-17 веках появились мастера-сережники. Их носили как женщины, так и мужчины, только последние надевали одну серьгу. Кольца и перстни в особом почете были у русских царей, которые надевали их на все пальцы. В 17 веке специально для их хранения стали изготавливаться специальные ларцы. Русские перстни были массивными, литыми, украшенные эмалью и с одним камнем. Иногда перстни использовались в качестве печати, вырезанными на драгоценных камнях.

перстень Ювелирное искусство России 16 17 век

Новая эра для использования драгоценных камней началась с открытием самоцветов на Урале и в Сибири. В долинах рек стали находить множество разнообразных камней- бериллы, аметисты, халцедоны, цветные яшмы, яркие агаты, турмалины и другие камни. Именно с Уралом связано начало ограночного и камнерезного дела.

украшения древней руси 300x225 Ювелирное искусство России 16 17 век

Огранка алмазов была изобретена в 17 веке, постоянно усовершенствовалась и для других камней. Русским мастерам были известны приемы огранки и они широко использовали драгоценные камни в составлении орнаментов , узоров, цветов и полосок, ставшие украшением предметов и изделий, которыми мы можем любоваться и сейчас.

 

Рекомендую почитать еще:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

1 комментарий к записи “Ювелирное искусство России 16-17 век”

  1. Вася:

    Ювелирные украшения этого периода поражают своим великолепием. Глядя на них как будто совершаешь путешествие в прошлое. Чувствуется связь России с великой Византией. К этому времени, насколько я помню, только на Руси сохранилась византийская мода на украшения и одежду, которая сменилась на европейскую только при Петре Первом.

    [Ответить]

Оставить комментарий