Ювелирное искусство России 19 век
Одежда и предметы ювелирных украшений России 19 века.
В 19 веке женщина намного превзошла мужчину в мире яркой моды. Если до 19 века мужчина был эдакий павлин на предмет нарядности одежды и аксессуаров, то в начале следующего века лидирующее положение заняла женщина. В конце 18 века одежда дворянства стала освобождаться от чрезмерной сложности и приобрела более строгий вид. Изменился наряд женщин: исчезли пышные элементы, вычурный силуэт платьев, прически стали менее экстравагантными. Зато женщины дали волю фантазии в направлении вариантов одежды.
Появилось большое количество форм одежды с учетом сезона, назначения и даже времени суток. Теперь можно было видеть в гардеробе женщин туалеты для прогулок и визитов, для театров для балов, «деревенская » одежда и «городская». Для всех этих нарядов были и определенные украшения, которые делились на парадные, обычные и повседневные.
Парадные украшения включали много камней, парюр для волос, гребни, ожерелья, серьги, браслеты, колье, диадемы, пряжки, кольца и т.д. Для небольших визитов и приемов на дому набор украшений был попроще. Обычно женщины надевали кольца, броши, браслеты, цепочки т.е. обычные вещи и в меньшем количестве. Например, к повседневным украшениям относились:брошки с флорентийской мозаикой, серьги с полудрагоценными камнями и другие повседневные недорогие изделия.
Для мужчин считалось дурным тоном ярко одеваться и украшаться. Свое материальное благополучие они выражали через женщину, которая стала как бы рекламой благосостояния и положения своего мужа в обществе. В 19 веке мода на разные стили быстро менялась, но русские женщины быстро реагировали на вызовы классицизма, сентиментализма, романтизма и других стилей.
Как менялось ювелирное искусство в России
К концу века мода на драгоценности почти упала. Женские туалеты стали крайне демократичными и упрощенными. В моду вошли, например, блузки и юбки с широкими кушаками. Понятно, что такие наряды совсем не сочетались с дорогими украшениями. Перечень драгоценных предметов заметно стал короче, они практически исчезли из повседневной жизни, появлялись лишь во время балов и праздничных церемоний.
Ювелирное искусство в России в начале 19 века претерпевает заметные изменения. Изготовление произведений прикладного искусства переходит на механическое, вытесняя ручной труд. Появляются крупные фабрики с новым механическим оборудованием, большим штатом мастеров разных специальностей. Появились ювелирные артели, а индивидуальных мастеров осталось совсем мало.
При всех своих минусах в ювелирном деле, появились и свои плюсы. Это поиски новых художественных направлений, расширение ассортимента, увеличение числа продукции, усовершенствование технических приемов обработки драгоценных материалов. Положительным моментом остается и тот факт, что традиционные приемы не забывались, продолжала существовать техника эмали, которую использовали при изготовлении браслетов, лорнетах, брошах, табакерках, по прежнему развивалась техника филиграни.
В это же время началось вытеснение иностранных мастеров , т.к. они не оказывали большого воздействия на русское ювелирное искусство, но не стоит забывать и о том, что иностранцы знакомили русских мастеров с европейским ювелирным искусством.
Массовое производство ювелирных изделий в России.
Спрос на украшения и различные предметы художественного производства вполне удовлетворялся изделиями, которые выпускали русские предприятия. Довольно значительным был вывоз российских ювелирных украшений за рубеж. 19 век стоит отметить как начало расцвета международной торговли и не только в ювелирном производстве.
Что касается минусов массового производства так это то, что произошло снижение художественного уровня изделий и упадок творчества мастера, особенно это коснулось провинций, мастерам которых трудно было конкурировать с продукцией столичных фирм. Резкое снижение качества художественной промышленности вызвало беспокойство у многих деятелей искусства, в частности и у ювелиров.
Выходом из создавшейся ситуации стало взаимодействие искусства и промышленности. Это оказалось по силам крупным ювелирным объединениям, которые стали создаваться в Москве и Петербурге. Фирмы Овчинникова, Фаберже, Морозова, Сазикова, Хлебникова Грачева имели свои филиалы и в других городах.
В них были объединены мастера высокого класса, работавших как в общеевропейских стилях, так и в чисто русском. Русские изделия часто выставлялись на международных выставках, в том числе и на Всемирной выставке в Париже в 1889 году, где получили высокую оценку и признание.
Женщина всегда должна быть красивой. Это понимали и наши предки, а для кого они стараются выглядеть как можно лучше. конечно же для нас — мужчин.
а помогают им в этом ювелиры. Откровенно говоря, трудно представить какой нужно обладать усидчивостью, чтоб сидеть целыми днями и творить самые настоящие произведения искусства, как на фотографиях сверху. Преклоняюсь перед трудом таких мастеров!!!
[Ответить]
Шикарные изделия, не сравнить с современной модой на ювелирные украшения. А какая дисциплина! Для каждого случая специальное украшение — это я считаю очень правильно и нам современным женщинам есть чему поучиться у женщин живших в 19 веке.
[Ответить]
Нужно уметь носить украшения. Так сказать — соответствовать. Соответствовать содержанию, что несет камень, соответствовать вычурности или строгости ювелирной обработки. Таким замечательным умением обладали средневековые барышни. Нам же, современницам учиться и учиться такому мастерству.
[Ответить]
Ювелирные украшения 19 века отражали статус семьи. Шикарные украшения могли позволить себе только состоятельные женщины и как видно из описания все украшения строго подбирались к определенному туалету. Сегодня все упростилось. Мы приобретаем не так уж много украшений и зачастую носим их и в пир и в мир. Хотя и сегодня ювелирные украшения отличаются вкусом и утонченностью.
[Ответить]