Вы находитесь здесь: Главная > Ювелирное искусство > Ювелиры Киевской Руси

Ювелиры Киевской Руси

Мастера-ювелиры Киевской Руси

Исследователями сравнительно недавно начата работа по точной атрибуции изделий из драгоценных металлов, но изучению художественных центров золотого и серебряного дела, с их конкретными особенностями и достижениями, со всей сложностью и разнообразием их стилевых вариантов и взаимовлиянии. Удалось выявить и творческие индивидуальности, имена мастеров, творцов произведений ювелирного искусства, определить их число и состав, условия их работы и жизни в разных местах производства.

ювелиры руси Ювелиры Киевской Руси

Расцвет и упадок серебряного дела в различных художественных центрах падают на разные годы и даже на разные столетия, так как это тесно связано с экономическим и политическим развитием того или иного города. Особая близость к народному творчеству, свежую непосредственность которого они в значительной мере сохраняют, отличает произведения мастеров местных центров, меньше подвергавшиеся влиянию моды и смены стилей, чем изделия столичные.

ювелирные мастера киевской руси Ювелиры Киевской Руси
Творческое своеобразие отдельных центров русского золотого и серебряного дела особенно ярко выступает в период феодальной раздробленности, но прослеживается и значительно позднее. Киевская Русь, давшая глубокое творческое претворение воспринятой ею через Византию древней художественной культуры, уже в XI-XII вв. создала памятники тонкого ювелирного мастерства — перегородчатые эмали на золоте, чеканные и сканные с мельчайшей зернью украшения, резные и черневые на позолоченном фоне орнаменты и изображения фантастических птиц и зверей.

ювелиры киевской руси Ювелиры Киевской Руси

Усвоением сложнейшей техники перегородчатой эмали Русь была обязана мастерам Византии, но при этом русские ювелиры сохранили оригинальность стиля, п уже с самого начала своего развития искусство русской эмали пошло особым путем. В XI-XII вв. многоцветная эмаль стала основным украшением драгоценного женского убора, сложившегося в местных условиях, в связи с национальными русскими вкусами. На диадемах, на колтах — подвесках к головному убору, на бармах — княжеских украшениях оплечья — выполнены перегородчатой эмалью полуфигуры святых, геометрический и растительный орнамент, древние народные мотивы — парных птиц у «древа», «птицы райской» — сирина и др.

ювелиры руси и их работы Ювелиры Киевской РусиHe только тематика изображений отличает русские эмали от византийских, но обобщенность линий и форм, мягкость, иное расположение перегородок, образующих рисунок, иная расцветка и сочетания цветов эмалей. Русские перегородчатые эмали чаще делали на серебре, в то время как в Европе и в Византии перегородчатые эмали выполняли, как правило, на золоте, а па серебре — лишь в редких, единичных случаях.

ювелирные украшения киевской руси Ювелиры Киевской Руси
О зрелости мастерства говорят и созданные мастерами древнего Киева серебряные колты и браслеты с резными изображениями  крылатых животных и узорами сложного плетения из ремней и веток на черневом фоне. Ювелиры Киевской Руси владели в совершенстве  сложнейшим  техническим приемом золочения фонов между покрытыми чернью деталями, что вызывает  трудности в наши дни у   мастеров-позолотчиков.

колты Ювелиры Киевской Руси
Серебряники Владимиро-Суздальской земли также имели своеобразные высокие достижения в области черневого мастерства. Они с большим изяществом делали резные или резные с чернью изображения и узоры, одновременно чередуя серебряные детали с деталями, покрытыми нежной позолотой.

Рекомендую почитать еще:

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий